15.07.2009
Глобализация мировой экономики - давно уже свершившийся факт, несущий с собой как большие преимущества, так и серьезные недостатки. Это в полной мере относится к машиностроению, в частности к станкостроению, и отражается на всех странах - производителях и потребителях станочной продукции, в том числе и в России.
Происходивший с начала 90-х годов и вызванный целом рядом политических (в первую очередь распад Союза) и экономических причин обвал национального станкостроения привел к наплыву в страну большого числа зарубежных фирм-производителей станков, инструментов и комплектующих. Здесь сыграли свою роль 2 важнейших фактора: практическое отсутствие обновления станочного парка России в течение последних 10 - 12 лет и относительно быстрый рост ряда отраслей промышленности, начиная с 1999 г., вызванный дефолтом и ростом цен на нефть и другое сырье. В числе таких отраслей можно назвать автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, авиационную (ее военная составляющая) и оборонную промышленность.
Российское станкостроение, подорванное в результате длительного спада, не могло выдерживать конкуренции с высококлассной продукцией таких стран, как Германия, Швейцария, Япония, Италия и ряда других. Значительную часть требуемого оборудования оно не производило и раньше, а фактическое прекращение выпуска комплектующих (в значительной мере из-за отсутствия стабильного спроса на них со стороны российских потребителей, не говоря об иностранных), привело к тому, что даже станки, изготовляемые российскими фирмами, из-за необходимости сбыта в своей стране и за рубежом, чаще всего оснащались немецкими, отчасти японскими, швейцарскими и итальянскими комплектующими.
Германия (в том числе бывшая ГДР) всегда была основным зарубежным поставщиком станков, КПО и комплектующих на советские, а в дальнейшем и на российские заводы. Она остается им в настоящее время, несмотря на рост конкуренции со стороны испанских, южнокорейских, тайваньских и отчасти американских фирм. Причины этого состоят прежде всего в традиционно высокой культуре производства, высоком техническом уровне, в том числе сервисного обслуживания и широком ассортименте выпускаемой продукции. Однако относительно высокие цены, характерные для германской продукции, дают немалые шансы, особенно в российских условиях, другим производителям, которые эти шансы нередко с успехом реализуют.
На российском рынке немецкие фирмы часто действуют объединенными усилиями, организуя для знакомства со своей продукцией потенциальных потребителей из различных отраслей симпозиумы и семинары. Одним из таких симпозиумов стал состоявшийся 10-11 ноября 2004 г. симпозиум «Станки и технологии из Германии - компетентный партнер для российской автомобильной промышленности». В нем приняло участие 19 ведущих фирм-производителей обрабатывающих центров, зубообрабатывающих, протяжных и шлифовальных станков, а также гидравлических, штамповочных, гибочных, вырубных и лазерных прессов, которые продемонстрировали широкие возможности немецких станкостроителей.
Немалый интерес специалистов вызвал и ноябрьский симпозиум фирмы DMG, посвященный использованию ее многоцелевых, лазерных и ультразвуковых станков в авиакосмической промышленности. Однако Россия еще с советских времен имеет давние связи в области станкостроения не только с Германией, но также со Швейцарией, Италией, Японией, Великобританией, Францией, Болгарией и Чехией. Некоторые из этих стран (Швейцария, Италия, Япония) эти связи сохранили и расширили, другие (Великобритания, Франция, Болгария и Чехия) подрастеряли и только начинают восстанавливать. Появились на российском рынке и третьи страны (Южная Корея, Тайвань, Испания, Китай и др.), начавшие практически с чистого листа и уже добившиеся определенных успехов в сбыте своей продукции.
В итоге сегодня российских для потребителей станкоинструментальной продукции наибольший интерес представляет продукция следующих стран: Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Японии, Кореи и Тайваня. Китайская продукция в парке российских станков занимает пока незначительное место (поставки инструментов более существенны), поскольку китайцы, выпуская в основном станки невысокого уровня и качества, играют сегодня на одном поле с российскими производителями. Однако серьезные зарубежные инвестиции в китайское станкостроение, несколько заводов ведущих западных и японских фирм, уже построенных в Китае и выпускающих высокотехнологичную продукцию (правда, пока в основном на китайский рынок) - все это заставляет предположить, что уже недалеко то время, когда на российском рынке появится серьезный и опасный конкурент, которому, тем не менее, долго придется убеждать потенциальных потребителей в высоком качестве и надежности своей продукции.
В дальнейшем планируется проанализировать динамику производства за последние годы станков в семи указанных выше странах, представляющих наибольший интерес для российских потребителей теперь и могущих стать серьезными партнерами в будущем. Представляет особый интерес динамика развития станкостроения за последние несколько лет в первой из этих стран - Германии, главном российском партнере в этой области.
Оно развивается циклически, т.е. спады чередуются с подъемами, но уже с 1999 г. объем производства МОО резко возросло (до 7636 млн долл.) и в дальнейшем колебалось уже вокруг этого показателя (табл. 1). Экспорт постепенно достиг суммы свыше 4,6 млрд долл., а импорт - 1,5 млрд долл. (по состоянию на 2003 г.) Поставки МОО в Россию всегда были одной из основных статей германского экспорта, особенно в советское время при строительстве крупных машиностроительных заводов. В настоящее время Германия тоже остается крупнейшим поставщиком МОО. Ее доля колебалась от 31 % в 2001 г. до 28 % в 2003 г., с большим отрывом опережая следующие за ней Швейцарию и Италию (по 13 %) и Украину (11 %).
Если экспорт германского МОО в Россию неуклонно растет, то импорт МОО из России в Германию столь же неуклонно падает. В 2000 г. он составлял 4,3 млн евро, а в 2003 г. сократился до 2,47 млн евро. Наибольшей популярностью у немецких потребителей пользуются российские токарные, шлифовальные и фрезерные станки, а также прессы, гибочные и рихтовочные машины, молоты. В среднем германский экспорт МОО в Россию превышает по стоимости ее импорт в Германию примерно в 30 раз. Дальнейшему увеличению поставок германского МОО в Россию препятствует ряд факторов, среди которых несколько очевидных - его относительно высокая цена и недостаток средств у многих заказчиков, которые по этой причине нередко предпочитают менее надежное, точное и технологичное, но более дешевое оборудование фирм ряда других стран. Кроме того, многим заказчикам иногда и не нужно такого количества функций, которое предлагается, повышая тем самым цену оборудования. Серьезную конкуренцию составляет и оборудование, в том числе немецкое, бывшее в употреблении. Одним из путей решения проблемы расширения сбыта могло бы стать строительство нового завода какой-либо крупной немецкой фирмой (как это сделано в Китае фирмой DMG) или реконструкция существующего производства под выпуск одной или нескольких новых, но известных и зарекомендовавших себя в России моделей или типоразмеров. По мнению некоторых российских специалистов, цена таких станков только за счет затрат на таможенные пошлины, НДС и транспортирование могла бы быть чуть ли не на 30 % ниже цены поставляемых в настоящее время. А с учетом пока еще более низких цен на энергоносители в России и низкого уровня зарплат только ценовая конкурентоспособность производимого оборудования существенно бы возросла. При этом следует учитывать имеющийся в этой области как отрицательный (кооперация фирмы Elb-Schliff с Липецким станкостроительным заводом), так и положительный опыт (совместное предприятие фирм Wendt и МСЗ).
Области применения выпускаемых станков в германской промышленности: